В настоящее время вопрос о памяти школьников имеет большую актуальность, т.к память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Со стороны родителей бывает много жалоб на «плохую» память ребёнка, особенно в 1-ом классе.
Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. В то же время тот же самый ребёнок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать заинтересовавший его фильм или мультфильм. «Плохая» память, по мнению психологов, объясняется нередко тем, что отсутствует интерес к данной области знаний и может сочетаться с хорошим запоминанием того, что интересно ребёнку, однако практика показывает, что только одного интереса к учению часто недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции. Процесс развития памяти у детей будет протекать успешнее, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка; пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники сами найдут их.
Когда взрослые жалуются на «плохую» память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребёнка буквально зазубривать материал, но ребёнок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребёнка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса, однако, без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребёнка. Вот почему так важно в тестировании и коррекции памяти ребёнка, её развитии ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.
В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы:
- Разнообразное, модифицирующее повторение;
- Повторение, включённое в новую деятельность (в решении новой задачи);
- Запоминание материала, найденного самостоятельно в ходе активной деятельности (включение в проблемную ситуацию);
- Использование при воспроизведении материала матриц, схем, планов и т.д.;
- Смысловая группировка материала;
- Выделение смысловых опорных пунктов;
- Опора на наглядный материал (вовлечение в процесс запоминания образной и эмоциональной памяти).
Следует обратить внимание, что плохие результаты запоминания могут зависеть и от низкого уровня развития внимания.
Для диагностики уровня развития различных видов памяти, объема и особенностей, а так же оценки устойчивости, объема, качества внимания и получения рекомендаций обращайтесь в детскую поликлинику №2 к медицинскому психологу Захаровой Евгении Витальевне, каб 319.
Информацию подготовила медицинский психолог
ГБУЗ «Детская больница г. Армавира» МЗ КК
Захарова Е.В.