Привыкание к школе – процесс непростой. Из уютного, беззаботного детства ребёнок попадает в совсем другую школьную среду, где его ждут новые права и обязанности, новый коллектив, незнакомый учитель, неведомые предметы, другой режим дня. Неудивительно, что далеко не всем первоклассникам удаётся приспособиться к новой жизни легко и быстро и избежать нарушения адаптации к школе (обратите внимание, что школьная дезадаптация регистрируется наиболее часто не только у первоклассников, но и при переходе из младшей школы в среднюю (5-й класс), а так же после окончании средней школы (7-й – 9-й классы)).
Школьная дезадаптация – достаточно распространённое явление среди учащихся начальных классов. В особо тяжёлых случаях ребёнок испытывает сильный дискомфорт при посещении школы, а отрицательные эмоции буквально блокируют его познавательную деятельность и тормозят развитие. Поэтому проблему дезадаптации младших школьников оставлять без внимания нельзя!
Родители, внимательные к своему первокласснику, обязательно обратят внимание, если ребенок:
1.Неуспешен в обучении, отстает от школьной программы по одному или нескольким предметам.
- Присутствует общая тревожность в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.
- Возникают нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и учителями: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам.
- Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).
- Изменения в состоянии здоровья. Частые инфекционные заболевания. Жалобы на головные боли, боли в животе. Потеря аппетита, нарушения сна, заикание, «моргание» глазами, покашливание и др
Всё это может является признаком дезадаптации. Решать проблему нужно, объединив усилия психолога, невролога (в ряде случаев), педагога и самих родителей.
Профилактика дезадаптации.
- Соблюдение режима дня. Правильное и сбалансированное питание. Умеренные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе.
- Устранение недостаточной подготовленности ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя). Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.
- Любой реальный успех должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Завышенные ожидания родителей формируют низкую самооценку, неуверенность в себе. У ребенка возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к хронической неуспешности, к торможению развития.
Вся помощь ребёнку, который страдает от школьной дезадаптации, направлена на то, чтобы восстановить положительное отношение к школьной жизни, к обучению, к тем людям, которые окружают его в школе и участвуют в учебном процессе. Стоит только вернуть радость в жизнь ребёнка, и школа станет местом, где ему будет комфортно, интересно и полезно находиться.
Информацию подготовила медицинский психолог
ГБУЗ «детская больница г. Армавира» МЗ КК Захарова Евгения Витальевна.
За более подробной информацией обращайтесь в детскую поликлинику №2, каб. 319.